В. ГОРОДЕЦКИЙ Гроссмейстер СССР
РОМАНТИКА ШАШЕК
Издание второе, дополненное
В ГОРОДЕЦКИЙ Гроссмейстер СССР РОМАНТИКА ШАШЕК Издание второе дополненное
МИНСК «МАСТАЦКАЯ ЛIТАРАТУРА»
1973
7 А9.3 Г 70
М 302(05)-73 © Издательство «Мастацкая Л1таратура», 1973 г.
ЭТО ВАМ, РОМАНТИКИ...
РОМАНТИКА ШАШЕК
Издание второе, дополненное
В ГОРОДЕЦКИЙ Гроссмейстер СССР РОМАНТИКА ШАШЕК Издание второе дополненное
МИНСК «МАСТАЦКАЯ ЛIТАРАТУРА»
1973
7 А9.3 Г 70
М 302(05)-73 © Издательство «Мастацкая Л1таратура», 1973 г.
ЭТО ВАМ, РОМАНТИКИ...
— Не сыграть ли нам в шашки?
— Ну что шашки?! Вот шахматы — это
игра...
Сколько раз приходилось слышать подобное и от взрослых, и от ребят. И вот что характерно. Чаще всего так говорят люди,
которые одинаково плохо разбираются и в шашках, и в шахматах, причем судят они о достоинствах и недостатках этих игр по
чисто внешним признакам. Например, в шахматах правила сложны, ходы разнообразны, даже причудливы. А в шашках правила
простые, запомнить их очень легко. Это и вводит многих в заблуждение.
Но вот что сказал о шашках знаменитый американский писатель Эдгар По в одной из
3
своих новелл: «...непритязательная игра в шашки требует куда более высокого умения размышлять и задает уму больше сложных
и полезных задач, чем мнимая изощренность шахмат».
Доктор философии и математики Эммануил Ласкер, восседавший на шахматном «троне» в течение 27 лет, сказал, что шашечная игра
— мать шахматной, и достойная мать. Ласкер имел в виду и древность возникновения, и мудрость игры.
Во время раскопок на знаменитом «поле пирамид» в Египте была обнаружена гробница, сооруженная для Меркнера — приближенного
фараона Тету (Тайту). Из росписи на стенах гробницы видно, что три страсти владели Меркнером — охота, рыбная ловля и шашки.
Правление фараона Тету по одним источникам относят к 2700 году до нашей эры, по другим — к 3300 году.
Из этого следует, что возраст шашечной игры весьма почтенный — не менее пяти тысяч лет.
В изложении греческого философа Платона до нас дошел миф, в котором рассказывается о том, как египетский бог Таот, играя в
шашки с богиней Луны, выиграл у нее семидесятую долю каждого дня, из чего он, по здравому размышлению, образовал пять
дополнительных дней в году.
В Британском музее хранится древнеегипетское изображение льва и антилопы, играющих в шашки. А в Лувре имеются две шашечные
доски времен фараонов.
Игра в шашки упоминается в «Одиссее».
В эпоху феодализма среди семи добродетелей рыцарского воспитания была и игра в шашки.
4
На территории нашей страны шашки были известны уже в III—IV веках.
Высоко ценил шашки и хорошо играл в них Петр Первый. Он даже ввел их в программу своих знаменитых ассамблей, учрежденных
указом от 26 ноября 1718 года.
Вот как описывается эпизод игры в романе A. jp. Пушкина «Арап Петра Великого»: «...Петр играл в шашки с одним широкоплечим
английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь был так озадачен нечаянным ходом
своего противника, что не заметил Корсакова, как он около них вертелся».
Со времен Петра Первого правила игры в русские шашки (различных шашечных систем существует множество) остаются неизменными,
если не считать бытовавшее многие годы правило «фук». Здесь мы встречаемся с заключением — «пленением» — сил противника.
Многие и поныне считают особой доблестью закончить бой запиранием шашек соперника. Это показывает, что народ перенес свое
понимание военного искусства на игру: ведь для русского воина плен всегда считался великим позором.
С помощью простейших правил удается со¬здать интересные и сложные ситуации, требую¬щие подлинного творчества. А шашечные
комбинации вызывают восторг даже у видавших виды шашистов.
Главное, что привлекает людей в шашках, как и в шахматах,— это борьба, гимнастика ума и, конечно, красота и глубина
творчества.
Следует сказать, что немалый интерес представляет не только сама игра, но и создание шашечных композиций — этюдов, задач,
концовок.
5
Здесь нужны фантазия, так называемое комбинационное зрение и даже конструкторские способности. Создание композиций —
подлинное творчество.
В шашки играют рабочие и колхозники, инженеры и служащие, учителя и врачи, художники и ученые... Кстати, об ученых. Казалось
бы, нагрузка на мозг у них и так немалая. Тем не менее я знаю многих выдающихся деятелей науки, которые немалую долю своего
досуга проводят за шашками. И их привлекает игра, требующая глубокого анализа и предвидения.
А если заглянуть в историю?
Карл Маркс, находясь в Лондоне, очень увлекался игрой в шашки. В своих воспоминаниях Вильгельм Либкнехт говорит, что «Маркс
был великолепным игроком в шашки. Он стал таким искусным в этой игре, что было трудно выиграть у пего партию. Очень охотно
играл он также в шахматы, хотя и не обнаруживал особых успехов».
Увлечение Владимира Ильича Ленина шахматами общеизвестно. Однако Ленин был хорошо знаком и с игрой в шашки. Двоюродный
брат Ленина Н. И. Веретенников вспоминает: «Володя относился ко всем играм вдумчиво и серьезно. Он не любил легких побед,
а предпочитал борьбу».
Любопытен эпизод о детских и юношеских годах В. И. Ленина в Кокушкине.
Ребята читали вслух «Вий». Гостившему в Кокушкине гимназисту Пете Алексееву стало очень страшно. Сначала над ним
подтрунивали. Но когда Володя увидел, что Алексеев еле сдерживает слезы, он заявил: «Нет,так шутить нельзя. Мы зря это
выдумали. Эту издевательскую игру надо прекратить... Давайте лучше сыграем на двух досках в шашки, а выигравшие опять
сразятся между собой».
6
Н. И. Веретенников был участником этих шашечных баталий.
Известно, как серьезно относились к шашкам Чарлз Дарвин, Гаврипл Романович Державин, Лев Николаевич Толстой, Николай
Васильевич Гоголь, Александр Васильевич Суворов, Жан-Жак Руссо, Франсуа Вольтер, Наполеон, Адам Мицкевич, Фридерик Шопен,
Виссарион Григорьевич Белинский, Леонид Николаевич Андреев, Шолом-Алейхем и многие другие выдающиеся люди. Небезынтересны
высказывания некоторых из них.
В поэме «Шашки» Адам Мицкевич пишет: Чей ум живей, чей дух способнее к паренью, Тем шашки лучшее доставят развлеченье.
Философ-просветитель Жан-Жак Руссо утверждает: «Минерва 'щедра не ко всем.
Всем знакомо это искусство, но мало кто в нем разбирается...
Правила игры смертельно просты. Но игра существует, чтобы родить гения!»
А вот несколько строк из поэмы Константина Симонова «Суворов»:
Бывает — примостив лучину,
В ночном шлафроке, босиком,
Сев по-турецки на овчину,
Играет в шашки с денщиком.
«Опять ты, Прошка, пересилишь,
Опять мне в дамках не бывать..."
«Тут нужен ум, Лексан Василич,
Минерва — в древнеримской мифологии богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел.
7
Ведь это вам не воевать.
Ну проигрались, что за горе?
Вам нынче шашки не с руки,
По нонешним годам в фаворе
Те, кто умеет в поддавки...»
Следующий отрывок взят из «Войны и мира».
«...Ежели бы полководцы руководствовались разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что,
зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятною случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и
столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сраже¬ние и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное
теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одною шашкой и я буду
меняться, я наверно проиграю и поэтому не должен меняться.
Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь
тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня».
Л. Н. Толстой действительно был хорошо знаком с игрой в шашки. Когда случалось ему проигрывать, он переживал свои поражения.
В дневнике великого писателя за 27 апреля 1889 года читаем:
«Пошел к Дьякову. На Смоленском играл в шашки, мне заперли тринадцать (т. е. дамку и простую — В. Г.). Смешно, что было
неприятно».