Представляем Draughts Navigator - компьютерную программу по русским шашкам, которая позволит Вам самостоятельно редактировать дебютную библиотеку и формировать архив для хранения сыгранных партий с удобной навигацией и средствами поиска позиций.
Сайт программы:
Матч Draughts Navigator - Internet:
Авторы
программы:
Александр Быков (Озерск, Челябинская обл.) alex@chel-65.chel.su
Николай Степанюк (Винница) nickst@svitonline.com
Draughts Navigator TM
Содержание
Draughts Navigator - свободно распространяемая игровая программа по русским шашкам Вы можете использовать ее, копировать и передавать третьим лицам, но без перекомпиляции и при условии сохранения внешнего вида программы.
Draughts Navigator дназначен для использования под ОС Windows95/98/ME/2000.
Для
корректной работы необходима следующая конфигурация компьютера: Компьютер
IBM PC Pentium и выше или совместимый
Не менее 32 Mb RAM (желательно 64 Mb)
Манипулятор "Мышь" Для работы с
базой данных необходимо наличие в системе компонентов ADO.
Игра Ход Время Доска Настройки База данных
Новая - завершение текущей партии и установка начальной позиции для новой игры (комбинация клавиш Alt+N)
Открыть - загружает из файла ранее сохраненную партию (комбинация клавиш Alt+O)
Сохранить - сохраняет текущую партию в файле (комбинация клавиш Alt+S)
при сохранении партии вызывается окно, в котором Вы при желании можете указать некоторые дополнительные сведения, имеющие отношение к текущей игре.
В одном файле можно хранить несколько партий.
Назначение дополнительных переключателей:
Записать в файл - сохраняет партию в файле *rdn* Если Вы выбрали только эту опцию, то никаких дополнительных сведений указывать не нужно, нажимаем "ОК" и переходим в основное окно программы.
Сохранить в БД - сохраняет партию в базе данных. Эта опция доступна только в том случае, если на Вашей системе установлены компоненты ADO 2.1. При сохранении игры в базе данных Вы можете указать некоторые дополнительные сведения.
Сохранить в дебютной библиотеке - все позиции, встретившиеся в партии, записываются в дебютную библиотеку. Перед записью в дебютную библиотеку желательно сделать АНАЛИЗ партии, т.е. дать оценку для всех позиций, встретившихся в партии. Кроме этого желательно указать название дебюта (страница "Дополнительные сведения")
Рис. 1 АНАЛИЗ ПАРТИИ
Рис. 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Помимо названия дебюта, страница "Дополнительные сведения" включает в себя еще ряд параметров:
Категория - указав категорию, Вы сможете в дальнейшем сортировать (фильтровать) партии по темам (или категориям) Заполнять это поле необязательно.
Источник/страница/диаграмма - заполнять необязательно, но если Вы вносите в базу данных партию из книги/журнала/ ... / , то для полноты информации можно сослаться на первоисточник. Страница и диаграмма просто уточняют местоположение партии в этом самом первоисточнике. Если Вы решите указать первоисточник, ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЖИТЕ НОМЕР СТРАНИЦЫ и (или) ДИАГРАММЫ ! Только в этом случае сведения запишутся в БД.
Комментарий - это ясно, здесь пишется все, что угодно - заметки на память, комментарии к партии, и т.д. и т.п.
Данное меню предоставляет стандартный сервис управления текущей игрой.
Ход назад/Ход вперед - позволяют взять ход назад или же "прокрутить" игру на несколько ходов вперед (клавиши Ins и Del)
Повторить ход - повторяет последний, сделанный на доске ход.
Человек-человек
Человек-Компьютер
Компьютер-компьютьер - задают режим игры.
Ход игрока
Ход компьютера - задают очередь хода.
Как режим игры, так и очередность хода можно менять в течении игры.
Набор однотипных пунктов, которые позволяют либо задать для компьютера стандартное время на один ход, либо сделать свою собственную установку (меню "Установка времени")
Повернуть - поворот доски на 180 градусов
Размер - позволяет устанавливать размер доски (шашек)
Шашки - устанавливает внешний вид шашек
Нотация - скрывает/показывает нотацию
Установка позиции - позволяет Вам установить на доске свою позицию. Щелчок левой кнопкой мыши на пустом поле устанавливает в это поле белую простую шашку. Повторный щелчок меняет простую на дамку. Третий клик меняет белую дамку на черную простую и т.д. смена фигур происходит по цепочке: белая простая - белая дамка - черная простая - черная дамка - пустое поле. Установив позицию, Вы можете задать режим игры (меню Ход) и очередность хода, после этого снимаем "галочку" с пункта "Установка позиции" и - можно играть..
База данных - включение/отключение поиска ходов в базе данных
Звук - включение/отключение звука
Общие - установка некоторых дополнительных параметров, которые, в основном касаются выбора различных шрифтов и цветов.
Размер хэш-таблицы - размер таблицы, где сохраняются результаты фонового расчета.
Сохранить дебютный вариант - сохраняет последовательность ходов, сделанных на доске в дебютной библиотеке. При этом, также как и при сохранении партии в БД, можно дать оценку для каждого хода.
Партии - выводит список всех партий, записанных в БД.
Изменить оценку - если последний, сделанный на доске ход, имеется в базе данных, то воспользовавшись этим пунктом меню, можно изменить оценку этого хода и название дебюта, к которому относится позиция.
Поиск позиции - поиск установленной на доске позиции в БД. Поиск ведется в сыгранных партиях и не затрагивает дебютную библиотеку.
1.В русские шашки играют два игрока, каждый 12-ю фигурами (шашками) контрастного цвета(обычно один чёрными, другой белыми). Играют на чёрных полях стандартного 64-х клеточного поля (шахматная доска).
2. Игровая доска расположена так, чтобы со стороны игрока в левом нижнем углу было чёрное поле. Шашки каждого игрока в начале игры расположены на чёрных полях трёх нижних (по отношению к данному игроку) горизонтальных рядов. Играющий белыми делает первый ход, далее игроки делают ходы поочерёдно, одной шашкой за раз.
3. Цель игры - достижение ситуации, когда противник не может больше ходить. Этого можно достичь двумя способами: уничтожив своими шашками все шашки противника, либо заблокировав их до такой степени, чтобы ни одной из них нельзя было ходить. Если ни один из игроков не может этого достигнуть, то игра считается сыгранной вничью.
4. Простая шашка может ходить только вперёд по диагонали, продвигаясь на одно поле за ход(если ход без боя), поле куда она ходит, должно быть свободным. Если у неё на пути стоит фигура противника, сразу за которой есть свободное поле, то через неё можно перепрыгнуть(бить) при этом шашка, делающая ход, может продолжать бой до тех пор, пока рядом с ней не будет ни одной фигуры противника, со свободным полем прямо за ней. Нельзя бить свои шашки.
5. Если простая шашка достигает противоположного игроку края доски, то она превращается в дамку. Если она достигает его при бое, то при возможности дальнейшего боя, она продолжает бить по правилам дамки. После хода с превращением в дамку, ход переходит противнику.
6. Дамка может двигаться по диагонали как вперёд, так и назад, на любое количество клеток и только на свободное поле. Дамка может бить фигуры противника с любого расстояния, если та находится на одной с ней диагонали и непосредственно за ней есть свободное поле. При этом дамку можно ставить на любое свободное поле за фигурой противника (кроме исключения оговоренного в пункте 7). При возможности, бой может продолжаться, как по той же диагонали, так и перпендикулярно ей. Нельзя бить свои фигуры.
7. Если игрок может на своём ходе бить своей шашкой шашку противника, то он должен обязательно это сделать. Если есть несколько шашек, которые он может сразу бить, то он имеет право выбирать(нет обязанности бить максимальное количество шашек). Если при бое дамкой за шашкой противника есть несколько свободных полей, то она должна бить на то поле, с которого можно продолжать бой, если, конечно, такое поле есть. Если таких полей несколько, то игрок может выбрать любое из них. Нельзя прекратить бой и отдать ход противнику, если есть возможность бить дальше. Если игроком был сделан неправильный ход, то он должен его сделать заново, по правилам и по возможности той же шашкой.
8. Одну и ту же шашку противника можно бить не более одного раза.
9. Сбитые шашки не убираются с доски до тех пор, пока ход не будет завершён и рука игрока не отпустит шашку, которой он ходил (правило "турецкого удара").
(Правила 8 и 9 очень резко могут повлиять на игру. К примеру они могут уменьшить число шашек, которые можно бить. В большинстве таких случаев бьёт дамка. Очень редко, но бывает, что по этим правилам дамка должна закончить ход на поле, которое бьётся шашкой противника)
10. Если возникает ситуация, когда на доске остаются три дамки одного игрока и одна дамка другого(и больше ни одной фишки), то начинается отсчёт ходов игрока имеющего преимущество, и если единственная дамка не будет поймана за 15 его ходов, то игра считается сыгранной вничью. (Теоретически победа возможна, если игроку с преимуществом, принадлежит большая диагональ, идущая из левого нижнего угла.)
11.Если играют на время, то устанавливается промежуток времени, за который необходимо сделать определённое количество ходов, вне зависимости от того, как это время игрок распределит между отдельными ходами. Если установленное количество ходов сделано обоими игроками, а временной лимит не превышен ни одним из них, то устанавливают новое количество ходов и новый временной лимит. Неистраченное время предыдущего этапа прибавляется к следующему. И так продолжается до конца игры. Если у игрока кончается время, ему засчитывают проигрыш.